ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Гайд: организация мультимодальных перевозок

2024-08-18

Транспортная безопасность

Гайд: организация мультимодальных перевозок

В статье мы рассмотрим, как организован процесс мультимодальной перевозки. 

Мишаева Евгения

6 мин

Мультимодальные перевозки являются одним из эффективных способов перевозки грузов, когда путь товара из точки “А” в точку “В”, невозможен одним видом транспорта. Что значит “мультимодальная перевозка”? Как организован процесс мультимодальной перевозки?Какой договор мультимодальной перевозки заключается? В чем заключаются недостатки и преимущества мультимодальных перевозок? Обо всем этом читайте в данной статье.

Что значит мультимодальная перевозка?

Мультимодальные перевозки — это система доставки грузов, при которой используют минимум два вида транспорта. Перевозку осуществляют в рамках одного договора с одним логистическим оператором или посредником. Ответственное лицо координирует все этапы доставки. Такой подход позволяет выстраивает оптимальные маршруты, в зависимости от необходимых сроков и других особенностей доставки. Это, в свою очередь, экономит ресурсы и налаживает процессы.

Недостатки и преимущества мультимодальных перевозок

Плюсы мультимодальных перевозок:
1.Одним из основных преимуществ мультимодальных перевозок является возможность использования разных видов транспорта в рамках одной перевозки
2.мультимодальные перевозки позволяют обойти преграды, связанные с ограничениями вида транспорта на определенном участке пути (например, отсутствие железнодорожной инфраструктуры или навигационных ограничений на реках).
3.они позволяют снизить риски, связанные с транспортировкой грузов. Если на одном из участков пути возникает проблема или задержка, мультимодальные перевозки позволяют перенаправить груз на другой вид транспорта и продолжить доставку.
4. мультимодальные перевозки позволяют оптимизировать расходы на логистику. Благодаря комбинации различных видов транспорта и выбору оптимальных маршрутов, можно существенно снизить транспортные затраты. Например, сократить время доставки груза, избежать дорогих транзитных таможенных процедур или выбрать более экономичный маршрут перевозки.

Недостатки:
1.Одной из основных сложностей является необходимость координации разных перевозчиков и обеспечения плавного перехода груза с одного вида транспорта на другой.
2.возможность повышенного риска утраты или повреждения груза. При переходе с одного вида транспорта на другой существует вероятность потери груза или причинения ему повреждений. 

Как организован процесс мультимодальных перевозок ?

Прямые мультимодальные грузоперевозки могут включать минимум 2 вида транспорта. Логистические компании разрабатывают оптимальный маршрут, чтобы доставить груз от отправителя до получателя с минимальными потерями времени, рассчитывая расстояние. При этом может использоваться грузовой транспорт:

  • самолеты;
  • морские суда – контейнеровозы, сухогрузы, ролкеры, лихретовозные, балкеры, танкеры, газовозы;
  • железнодорожные составы – крытые и открытые товарные вагоны;
  • автомобили – грузовики разной грузоподъемности – фуры, тралы, фургоны, самосвалы.

Этапы оформления мультимодальных перевозок:
Со стороны заказчика:

  1. Сбор документов на товар.
  2. Формирование и отправка заявки в компанию вместе с пакетом документов.
  3. После согласования всех деталей маршрута подписание договора перевозки.
    Со стороны перевозчика:
  4. Проверка груза на соответствие представленной в документах информации;  
  5. Выбор транспортных средств, которые будут осуществлять перевозку.
  6. Разработка и планирование маршрута.
  7. Расчет стоимости услуги.
  8. Заключение договора.
  9. Погрузка и разгрузка товара.
  10. Оформление таможенных документов и прохождение контроля
  11. Мониторинг и контроль перевозки(оператор мультимодальной перевозки осуществляет наблюдение и контроль за процессом перевозки на всех этапах маршрута.
  12. Доставка груза.

Немного о лицах, чтобы не запутаться:
Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

От чего зависят стоимость и сроки мультимодальных перевозок?
Стоимость и сроки мультимодальных грузовых перевозок зависят от нескольких факторов:

  • Транспортные средства (авиадоставка — самая быстрая и дорогая).
  • Требования заказчика. Если необходима экспресс-доставка, то её стоимость рассчитывается по повышенным тарифам.
  • Особенности груза. Например, опасные грузы (токсичные, легковоспламеняющиеся и пр.) перевозятся по более дорогой тарифной ставке.
  • Выбранный маршрут. Чем длиннее путь следования, тем стоимость заказа будет выше, а время до его прибытия — дольше.

Договор мультимодальной перевозки

О чем следует помнить во время оформления?
Заказчикам требуется изучить несколько положений, чтобы не столкнуться с различными проблемами во время грузоперевозки.

  • Для качественного выполнения заказа, вы должны предоставить полную и точную характеристику груза: размеры, вес, тип и другие параметры. Это очень важно, так как на их основании подбирается тип транспорта и условия перевозки (выбирается контейнер, например). При указании некорректной информации, заказчика могут оштрафовать.
  • Груз получает статус утерянного, если он хранится 90 дней после доставки и его никто не забирает.
  • Заказчик имеет право получить всю информацию о проводящейся грузоперевозке по запросу.
  • В договоре должны быть четко указаны стоимость и сроки доставки. Их необходимо проверить перед подписанием документа.

Какие документы нужны для организации мультимодальных перевозок?
Перевозка грузов делится на внутреннюю и международную. При этом необходим разных пакет документов для отправки посылок.Основной документ, который требует мультимодальная перевозка грузов, - договор коносамента. Он несёт несколько функций: подтверждает договор на перевозку, является товаросопроводительным документом, а также гарантирует, что перевозчик принял товары в надлежащем состоянии, и несёт полную ответственность по транспортировке.Во время мультимодальной доставки груза используется общий пакет документов. Необходима накладная, если товар перевозится автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом. Обычно требуется несколько накладных, в зависимости от сочетания транспортных средств при доставке. Морские мультимодальные контейнерные перевозки потребуют ещё транспортный коносамент.
Также понадобятся:

  • Договор страхования
  • Декларация для опасных грузов
  • Сертификаты на товар
  • договоры и соглашения с перевозчиками, 
  • декларации и таможенные документы, 
  • инвойсы и накладные, 
  •  другие документы, необходимые для законной и беспрепятственный перевозки груза. 

Какой договор заключается?
Стороны могут называть договор для мультимодальных перевозок:

  • оказанием услуг, 
  • перевозкой 
  • договор транспортно-экспедиционных услуг 

Что обязательно включаем в договор?
Чтобы мультимодальные перевозки грузов не обернулись дополнительными затратами, необходимо детально прописать условия в договоре. Много рисков возникает при ненадлежащем исполнении обязательств сторонами договора. Поэтому укажите:

  • сроки;
  • условия поставки;
  • правила отгрузки;
  • обязанности по предоставлению тары, упаковки;
  • другие обстоятельства, которые важны для перевозки конкретной продукции.
    В договоре на мультимодальные перевозки предусмотрите отдельный раздели или статью о санкциях за нарушения, пропишите меры ответственности. Исполнителю необходимо детально рассчитать, какие расходы предстоит нести, и указать на случаи, когда суммы могут возрасти. Заказчику целесообразно прописать процедуру для изменения цены и маршрута мультимодальной перевозки при необходимости ускорить сроки. В противном случае могут возникнуть споры.
     
    В каком виде подавать документы?
    С 1 мая 2024 стартовал  проект по мультимодальному электронному документообороту и перевозке. Однако, это не означает внедрение определенных ограничений. Документы по-прежнему можно подавать, как на бумажном носителе, так и в электронном формате. 

Оформление транспортной накладной при мультимодальной перевозке

Грядущие изменения заполнения формы ТН для мультимодальных перевозок тем не менее оставят за заказчиком право использовать для каждого вида перевозки отдельный комплект документов. 
Если груз доставляется двумя (тремя и т.д.) перевозчиками, тогда и транспортных накладных тоже должно быть две (три и т.д.). Ведь транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки.
То есть, если доставку осуществляют две компании, оформите два комплекта ТН, один на отгрузку от склада Продавца до склада терминала «ТК» (перевозка первой транспортной компанией), а второй от склада терминала «ТК» до склада Покупателя (перевозка второй транспортной компанией). Перевозчиком в первой ТН будет первая транспортная компания, во второй ТН - второй перевозчик.
В первом комплекте документов грузоотправителем в накладной является Продавец (если продавец нанимает транспортную компанию) или Покупатель (если покупатель нанимает транспортную компанию);«Адрес места погрузки» - адрес склада Продавца, грузополучателем – компания, которая принимает груз на складе «ТК»; «Адрес места выгрузки» - адрес склада «ТК». В п.7 подпись должен поставить грузополучатель - компания, которая принимает груз на складе «ТК».
В транспортной накладной грузоотправителем является заказчик перевозки у транспортной компании. По правилам перевозки грузоотправителем является тот, кто ее заказал 
В транспортной накладной в п. 1 «Грузоотправитель» и в п.2 «Грузополучатель» указываются юридические адреса компаний. Фактические адрес складов указываются в п. 6 «Адрес места погрузки» и п. 7 «Адрес места выгрузки» транспортной накладной.
Во втором комплекте на доставку со склада второго «ТК» до покупателя, в ТН грузоотправителем в накладной является Продавец или Покупатель (т.е. тот кто заказывает перевозку), п. 7 «Адрес места погрузки» - адрес склада «ТК», грузополучателем – Покупатель, п. 7 «Адрес места выгрузки» - адрес склада покупателя. Подпись в п.7 ставит покупатель.

Рассмотрим на примере, что нужно учесть при мультимодальных перевозках: 
Использование в мультимодальной перевозке одновременно речного и железнодорожного транспорта носит сезонный характер. Работа такой сети в круглогодичном формате ограничена техническими характеристиками речного транспорта, а также географическими особенностями. Однако у морских портов есть возможность внесезонных грузоперевозок, но только в том случае, если конкретный порт относится к незамерзающим. Поэтому в путевой документации важно обозначать сроки подачи и приема грузов в порту. 
Железнодорожная станция, передающая в ведение речного или морского порта перевозимый товар, запрашивает у грузоотправителя, какие действия требуется осуществить. Ответ на данный запрос должен прийти в течение 5 дней с того момента, как получит соответствующее письмо. При этом грузоперевозчик производит оплату хранения контейнеров с товаром на территории порта в течение всего времени ожидания.
Грузоотправитель в сопроводительной документации указывает помимо стандартных номенклатурных данных и перечисления единиц груза информацию о сроках получения товара, а также пункты для разгрузочно-погрузочных работ, осуществляемых для перевалки данного груза с одного вида транспорта на другой.

Интермодальные и мультимодальные перевозки
 Раз мы поговорили о плюсах и минусах, коснемся еще такого момента, как отличие мультимодальных перевозок от других типов. Мультимодальная перевозка вобрала в себя черты интермодальной перевозки, в которой также задействуется несколько видов транспорта, однако договорные обязательства возникают с каждой компанией, осуществляющей перевозку. В отличии от интермодальной перевозки мультимодальные предполагают взаимодействие лишь с одной транспортной компанией при условии использования более чем одного вида транспорта. В отличие от интермодальных перевозок, в мультимодальных перевозках отвечать перед заказчиком будет организатор, а не цепочка исполнителей. 

Мультимодальные перевозки 2024
С 1 августа 2024 года в Российской Федерации начнётся масштабный испытательный проект по оцифровке мультимодальных перевозок, нацеленный на формирование единой всероссийской цифровой транспортно-логистической системы. Инициатива направлена на обеспечение плавных и полностью электронных многовидовых перевозок, решая вопрос отсутствия унифицированного цифрового пространства в логистике и способствуя ускорению и упрощению процессов грузоперевозок.
Также президентом был подписан закон о внедрении единой мультимодальной транспортной накладной - единого документа для всех этапов доставки грузов независимо от вида транспорта. Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.Оформление такой накладной будет добровольным.Мультимодальную накладную можно будет составить как в бумажном, так и в электронном виде. 

Обучение

Такой процесс, как оформление транспортной накладной при мультимодальной перевозке уже в грядущем году будет значительно упрощен. Однако, некоторые моменты, требующие внимательности и детальной проработки по-прежнему остануться. Чтобы быть в курсе последних изменений и всегда быть готовым применить новые знания, необходимо постоянное обучение. ЕВИДПО предлагает программу обучения по направлению “Транспортная безопасность”.Обучение проходит дистанционно, что позволит вам освоить интересующую тему, не выходя из дома.

Например курс Предаттестационная подготовка: Подготовка и повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонал специализированных организаций на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте и в сфере дорожного хозяйства . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

  1. Грядущие изменения заполнения формы ТН для мультимодальных перевозок оставят за заказчиком право использовать для каждого вида перевозки отдельный комплект документов. 
  2. Основной документ, который требует мультимодальная перевозка грузов, - договор коносамента
  3. Мультимодальные перевозки 2024 года направлены на компьютеризацию процесса, связанного с оформление транспортной накладной.
  4. Мультимодальные перевозки — это система доставки грузов, при которой используют минимум два вида транспорта. 
  5. Организация мультимодальных перевозок начинается с прямого обращения в транспортную компанию и заканчивается заключением договора.

Посмотрите все курсы по направлению Транспортная безопасность

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4